Пояснительная записка к учебной нагрузке на детей в организованных формах обучения в МБДОУ ЦРР детском саду № 2 «Солнышко» на 2022-2023 учебный год. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012г.№273 -ФЗ от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ“О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” (документ не вступил в силу) 3 августа 2020 Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года -Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования 17.10.2013г.№1155 -Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2..4.2660.10 от 22.07.2010г.№91 - Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г.№65\23-16 - Письмо Министерства образования и науки РФ « О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»от 31.05.2007г.№03-1213 - Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г.№174 -Устав МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко» От 24.07.2015 г. Основными задачами планирования являются: 1. Регулировать объем образовательной нагрузки. 2. Реализация ФГОС ДО 3. Обеспечение углубленной работы по всем направлениям деятельности. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости; •принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; • принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Учебный план составлен в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» и Образовательной программой ДОУ. Учебный план МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко» является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Реализация учебного плана предполагает: - обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. - соблюдение объема образовательной нагрузки на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию иорганизации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-10). Часы кружковых занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени непосредственной образовательной деятельности. В учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области: - познавательно-речевое направление – «Познавательное развитие», «Речевое развитие»; - социально-личностное направление -«Социально-коммуникативное развитие – - художественно-эстетическое направление -«Музыкальное развитие, развитие художественных умений, конструирование - ручной труд» - физическое направление - «Физическое развитие», В структуре учебного плана выделены две части: 1.Инвариатная часть (базовая) 2.Вариативная Обе части плана реализуются во взаимодействии, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее -физическое, -социально- личностное, -познавательно- речевое -художественно- эстетическое развитие детей. Содержание воспитательно - образовательного процесса включает всебя совокупность Образовательных областей по ФГОС: «Социально - коммуникативное развитие» включает в себя развитие игровой деятельности, патриотического воспитания, формирования основ безопасности жизнедеятельности, трудовое воспитание. «Познавательное развитие» включает разделы: -развитие сенсорной культуры, формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно- исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. «Речевое развитие» -воспитание любви и интереса к художественному слову, -знакомство детей с художественной литературой. -овладение речью как средством общения. -обогащение активного словаря. -развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха. -формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи «Физическое развитие» решает задачи оздоровительные, коррекционнопрофилактические, воспитательные, развивающие, обучающие. «Художественное – эстетическое развитие» решает задачи эстетического восприятия мира, художественное восприятие произведений искусства, художественно- изобразительная деятельность. 1.1.Инвариатная часть. Во всех возрастных группах организуются различные формы работы с детьми в первую и вторую половину дня. В группах младшего возраста планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста не более трех в первую половину дня. В группах среднего - старшего возраста НОД планируется и во второй половине дня. Занятия проводятся как воспитателями, так и педагогами специалистами. Педагоги используют современные методики и технологии (ТРИЗ, ИКТ, мультимедийный показ…) Формы занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Время проведения занятий выдерживается, сетка не нарушается. 1.2.Вариативная часть: (занятия вариативной части проводятся за счет количества занятий инвариантной части, тем самым, доводя время до нормы максимальной нагрузки). -спортивные секции «Юные футболисты» и «Мой веселый, звонкий мяч» в старшей и подготовительных группах проводятся как частью занятий, так и третьим занятием в первой и во второй половине дня, не нарушая недельный допустимый объем нагрузки; - в изостудии «Волшебная кисточка» с детьми от 4-7лет проводится кружковая работа по знакомству с искусством и обучению нетрадиционным методам изображения. - в кружке «Веселые нотки» занимаются дети старшей и подготовительных групп, обладающие музыкальными способностями. Кружок функционирует в первой половине дня, как часть занятия по музыкальному развитию и индивидуально (1раз в неделю по 20 мин); - в кружке «Юный эколог» занимаются дети старшего дошкольного возраста с воспитателем-экологом, реализуя экологические проекты как на занятиях по экологии, так и во время прогулок, экскурсий, походов. Занятия по подготовке к обучению грамоте проводит учитель- логопед. - Факультатив английского языка - Формирование способности к элементарной самостоятельной речи на иностранном языке (английский) Базисный учебный план на 2019-2020уч. год МБДОУ ЦРР детского сада № 2 «Солнышко», реализующего примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» ( под редакцией О.В. Акуловой Т.И.Бабаевой, А.Г Гогоберидзе..) Инвариатная 1 младшая группа 1-2млад группа 2.2 млад группа средняя группа. 1старшая. группа 2старшая подгот. группа. Социальнокоммуникат разв., 1 1 1 Познавательное развитие Конструирование 1 1 1 2 3 3 3 1 1 1 1 1 1 1 Речевое развитие 1 1 1 2 3 3 3 Математическое развит.(сенсорика) Художественное творчество 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 Физическое развитие Музыкальное развитие Итого количество занятий в неделю 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 11 по 10 мин. 1ч50.м. 11по15м ин. 11по20 мин. 12по 20м. 14по25 мин. 14по30м 15по 30м 2ч45.м. 3ч30м. 4ч. 6ч.40м 7ч. 7,5ч. 1 2по 20м 1 1 1 1 4по20м 1 1 1 1 4по20м. 1 по 20мин. 1 1 1 1 4 по 20м 1 по 20 мин. 1 по 20м. 1 по 20м. 5 по20м 5 по30м. 1ч.40м 18 1ч.40мч 18 8ч.40м 8ч40м.ч (базовая часть) Федеральный компонент Виды занятий Час/мин в неделю Примечания Вариативная часть Физ. развитие Муз.развитие Мир природы Худ. творчество Итого 1 по 10 мин. 1 2по 20м 1 по 20мин. Национальнорегиональный компонент Итого 1 по 10мин. Час/ мин в неделю Количество в неделю 10м. 12 10м. 12 30м. 14 40м. 14 5 по 20 м. 1ч.40м. 18 Час / мин 2ч 2ч. 4ч.40м . 4ч40м 8ч20м секция кружок кружки кружки Пояснительная записка к учебной нагрузке на детей в организованных формах обучения в МБДОУ ЦРР детском саду № 2 «Солнышко» на 2019-2020 учебный год. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012г.№273 -Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования 17.10.2013г.№1155 -Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2..4.2660.10 от 22.07.2010г.№91 -Инструктивно - методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г.№65\23-16 -Письмо Министерства образования и науки РФ « О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду» от 31.05.2007г.№03-1213 -Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011г.№174 -Устав МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко» От 24.07.2015 г. Учебный план составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» и Образовательной программой ДОУ. Учебный план МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко» является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Реализация учебного плана предполагает: - обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. муниципального бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2 «Солнышко» Программа – «Детство». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, переработанная в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями Санкт – Петербург детство-Пресс 2011г. №п\п 1. 1.1. 2. 2.2. Программы Базовая программа «Детство» В.И.Логинова Т.И.Бабаева и др. Методическое обеспечение - Комплексные занятия, Бондаренко Т.М. 1 младшая - старшая группы; - Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста, пособие для воспитателей.(Волчкова В.Н. Степанова Н.В.) - Конспекты занятий в 1 младшей группе детского сада по знакомству с окружающим миром, с художественной литературой, развитию речи, физическому развитию; работа с родителями. (Карпухина Н.А). - Практические пособия для воспитателей: . 72 апробированных занятия по экологии, познавательному развитию, развитию речи и изобразительной деятельности, (Волчкова В.Н.Степанова Н.В,) средняя - подготовительная гр. - Интегрированные занятия в подготовительной группе, ( Аджи А.В.) -Экологические занятия с детьми 5-6 лет, 6-7 лет, (Бондаренко Т.М.) Парциальные программы: «Математика в детском саду» -Конспекты занятий для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. -Рабочие тетради к программе. -Раздаточный и демонстрационный материал к программе. -Воспитание сенсорной культуры ребенка Новикова В.П ( Венгер Л.А.) 2.3. 2.4. «Физическая культура дошкольникам» Глазырина Л.Д. -Программа и программные требования; -Методика физического воспитания детей дошкольного возраста; -Конспекты занятий; «Физкультура детям» -Физическое воспитание дошкольников, Конспекты занятий. ПензулаеваТ.Н. 2.5. Авторская программа «Театр физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»! -Рабочие материалы к программе (методика); -Система физического воспитания, оздоровления и творческого самовыражения (занятия); -Горизонтальный пластический балет. Ефименко Н.Н. 2.6. Программа развития музыкальности у детей. «Гармония» -Программы для всех возрастных групп; -Хрестоматии к программе для детей 4- 7 лет; -Аудиозаписи для всех видов музыкальной деятельности. Тарасова К.В. Нестеренко Т.В. 2.7. Авторская программа «Цветные ладошки» Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты, полный курс занятий. Лыкова И.А. 2.8. Программа для детей дошкольного возраста «Театр-творчество - дети» Сорокина -Методические рекомендации; -Конспекты занятий для всех возрастных групп. Н.Д. 2.9. Программа и условия ее реализации в детском саду «Юный эколог» Николаева С.Н. - Методика экологического воспитания в детском саду - пособие для воспитателей; -Перспективное планирование; -Наглядно- демонстрационный и дидактический материал для всех возрастных групп. Методическое пособие по экспериментированию, 3- 7 лет. «Отчего и почему»? Л.В. Бех 2.10. Программа для -Методические рекомендации; ДОУ«Основы безопасности детей дошкольного -Конспекты занятий; возраста» Авдеева Н.И. Стеркина Р.Б. Князева О.Л. 2.11. Комплекс программ «Наследие» Новицкая М.Ю. 2.12. 2.13. Программа соц.нравственного воспитания «Я – ты - мы» Программа гендерного воспита ния «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду» «Аспекты гендерного воспитания детей 5-7 лет» -Пособие «Наследие»- для педагогов ДОУ; -«Моя страна» (КарпухинаН.И).- практическое пособие по возрождению национальной культуры и воспитанию нравственнопатриотических чувств у дошкольников. -Методические рекомендации и конспекты занятий. -Методические рекомендации ; -Планирование работы ( из опыта); -Конспекты занятий; -Работа с семьей. Доронова Т.Н. 2.14. Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» Методика, занятия, совместная деятельность педагога с детьми, работа с родителями. Чумичева Р.М. Заведующий МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»__________Шагинян Л.А. Заместитель заведующего по УВР___________Берекчиян А.Г.